Сборник заданий по дисциплине «Исследование систем управления»
Задание 1
Вопрос 1. На чем базируется руководство как искусство управления?
- на неформальных рассуждениях и выработке альтернативных гипотез;
- на формальных рассуждениях руководителя;
- только на выработке альтернативных гипотез;
- на эвристических процедурах принятия решений;
- на опыте руководителя.
Вопрос 2. Что является теоретической базой исследования систем управления?
- теория вероятностей;
- теория надежности;
- менеджмент;
- общая теория систем и основанный на ней системный анализ;
- теория операций.
Вопрос 3. Из совокупности предлагаемых понятий выберите те, которые определяют верхний уровень исследования систем управления.
- элемент, состояния, движение;
- элемент, связи, цель;
- показатель, критерий, структура;
- структура, связи, элемент;
- состояния, движения, качество.
Вопрос 4. Какие свойства определяют понятие “ искусство управления ”?
- система представляет собой целостный комплекс элементов, каждый из которых, при некоторых условиях, может рассматриваться как система, а любая исследуемая система представляет собой элемент (часть) системы более высокого порядка;
- свойства системы не сводится к простой сумме свойств элементов, и имеют некоторые свойства, специфические для нее в целом;
- элементы в любой исследуемой системе имеют существенные связи между собой, которые являются более сильными, чем связи с элементами вне системы;
- все вышеперечисленные.
- Нет верного ответа
Вопрос 5. В каком взаимоотношении находятся между собой система управления и внешняя среда?
- могут не иметь взаимодействия;
- влияние их друг на друга может быть односторонним;
- взаимным;
- во всех перечисленных случаях.
- Нет верного ответа
Задание 2
Вопрос 1. Что значит задать конкретную систему управления?
- задать ее структуру;
- определить вход и выход системы;
- определить движение системы управления от начального состояния к конечному;
- задать объект и субъект управления;
- все вышеперечисленное.
Вопрос 2. Выберите вариант определения архитектуры системы управления:
- совокупность структур одной и той же системы управления;
- совокупность структур различных систем управления;
- совокупность технических структур;
- совокупность элементов системы управления;
- множество связей системы управления.
Вопрос 3. Из совокупности предлагаемых понятий выберите те, которые определяют средний уровень исследования систем управления:
- вход, выход, движение;
- цель, состояние, элементы;
- связи, структура, показатель;
- показатель, критерий, элемент;
- вход, выход, состояние, движение.
Вопрос 4. Чем определяется степень организованности системы управления?
- количеством связей в системе управления;
- сложностью связей и отношений в системе управления;
- разнообразием и уровнем организации;
- во всех вышеперечисленных случаях.
- Нет верного ответа
Вопрос 5. Какие системы управления являются направленными?
- открытые;
- без входов и выходов;
- нейтральные;
- все системы.
- Нет верного ответа
Задание 3
Вопрос 1. Из совокупности предлагаемых понятий выберите те, которые определяют нижний уровень исследования систем управления:
- качество, показатель, критерий;
- цель, проблема, качество;
- состояние, движение, цель;
- цель, проблема, качество, показатель, критерий;
- проблема, качество, показатель.
Вопрос 2. Что такое управление?
- отдача приказов и распоряжений руководителем;
- движение системы управления от одного состояния к другому;
- воздействие на систему управления для достижения поставленной цели;
- деятельность субъектов управления;
- все перечисленное.
Вопрос 3. Что такое система управления?
- органы управления;
- управляющая система и связи с субъектом управления;
- объект управления и связи с управляющей системой;
- управляющая система, управляемая система, внешняя среда и связи между ними.
Вопрос 4. Выберите основные типы формального задания цели существования реальных системы управления:
- требуемое конечное состояние Zкон системы;
- требуемый порядок смены состояний - движение Z(t) системы;
- требуемое "направление" движения системы без фиксации конкретной конечной точки;
- все вышеперечисленные типы.
Вопрос 5. Что такое закон управления?
- правило достижения цели управления;
- совокупность управляющих одноразовых воздействий;
- совокупность управляющих многоразовых воздействий;
- непрерывное воздействие на объект управления;
- действия руководителя.
Задание 4
Вопрос 1. Из совокупности предлагаемых понятий “качества управления” выберите нужное:
- степень приближения к цели управления;
- соответствие управления поставленным задачам;
- альтернативные варианты управления;
- все вышеперечисленные понятия.
Вопрос 2. Что же понимается под устойчивостью движения системы управления?
- надежность и эффективность;
- способность системы возвращаться в исходное;
- надежность, живучесть;
- свойство сохранять некоторое качество движения в процессе управления при наличии возмущений.
Вопрос 3. В каких случаях применяется программно-целевое управление?
- при отсутствии информации о влиянии внешней среды на систему управления.
- когда отсутствуют аналитические методы управления.
- когда влияние внешней среды имеет фиксированное значение;
- когда влияние внешней среды не имеет фиксированное значение;
- во всех перечисленных случаях.
Вопрос 4. Чем характеризуются сложные системы управления?
- большим числом составных элементов,
- многообразием связей,
- разнородностью структурных элементов и многообразием их природы
- всем вышеперечисленным.
Вопрос 5. Чем характеризуются большие системы управления?
- особо большие размеры системы,
- сложная иерархическая структура,
- циркуляция в системе больших информационных, энергетических и материальных потоков,
- высокий уровень неопределенности в описании системы;
- всем вышеперечисленным.
Задание 5
Вопрос 1. В чем особенности управления техническими системами?
- в простоте управления;
- в сложности управления;
- закон управления может быть спроектирован заранее. И это можно сделать таким образом, что качество управления будет гарантировано для любых условий функционирования системы управления.
- в адаптации системы управления к внешним условиям;
- в отсутствии больших систем.
Вопрос 2. В чем особенности управления эргатическими системами управления?
- в том, что в контур управления, т.е. в управляющую систему, включен сам человек - оператор или коллектив людей - операторов;
- психофизиологические свойства человека - оператора должны быть включены в параметры (свойства) p управляющей системы;
- закон управления Fув для таких систем также может быть спроектирован заранее с гарантией качества управления, как и в технических системах;
- во всех случаях.
Вопрос 3. В чем особенности биологических систем управления?
- биологические системы целей извне не получают;
- эти системы, в большинстве случаев, относятся к числу целесообразных;
- цель таких систем обеспечить свою стабильность (гомеостазис), т.е. выживание в условиях имеющейся внешней среды;
- в биологических системах имеет место выработка управления (решения) u(t), но закон управления имеет рефлексивный тип; Ввиду отсутствия в них управляющей системы управление осуществляется по рефлексивному типу путем взаимодействия их элементов через внешнюю среду;
- во всех случаях.
Вопрос 4. В чем особенность общественных систем управления?
- люди являются биологическими объектами (организмами);
- когда и цели управления всей системой могут не совпадать с целями, входящих в систему людей (элементов),
- непредсказуемости поведения объекта управления (коллектива), если люди будут стремиться в первую очередь достичь своих собственных целей, а затем, если это возможно, обеспечить достижение цели всей системы;
- человек является активным элементом системы управления;
- во всех случаях.
Вопрос 5. Вы являетесь членом общественной системы управления с механизмом открытого управления. Выберете правила деятельности такой организации.
- исключение искажения или сокрытия информации членами, коллектива в личных целях или ради групповых интересов;
- обеспечение всеми членами коллектива безусловного выполнения поставленных задач;
- управление в таких общественных системах обеспечивается свободными ("рыночными") отношениями, т.е. отсутствием общего управляющего центра. Каждый в коллективе выполняет лишь те работы, которые ему "выгодны";
- все вышеперечисленные правилами, кроме второго.
Задание 6
Вопрос 1. Делегирование прав происходит на основании каких правил или правовых механизмов?
- нормативных правовых актов;
- положений, приказов;
- договоров, стандартов;
- неформальных соглашений и договоренностей (например, “джентельменского соглашения”);
- на основании всех вышеперечисленных.
Вопрос 2. Вы являетесь членом общественной системы управления с правильным механизмом управления. Выберете правила деятельности такой организации.
- исключение искажения или сокрытия информации членами коллектива в личных целях или ради групповых интересов;
- обеспечение всеми членами коллектива безусловного выполнения поставленных задач;
- оба вышеперечисленных правила;
- “джентельменского соглашения”.
Вопрос 3. Как добиться качественного выполнения планов действий в общественных системах с правильным механизмом управления ?
- тщательно разработкой системы контроля исполнения (волевое управление),
- тщательно разработкой системы стимулирования деятельности людей в организационной системе (самоуправление);
- жесткой централизацией;
- на основании всех вышеперечисленных.
Вопрос 4. При каких условиях приказная форма управления эффективна?
- знание руководителем возможностей подчиненных;
- праве руководителя применять сильные стимулы (наказание в случае невыполнения задания и поощрение в случае успешного выполнения),
- при управлении деятельностью в небольших группах;
- при всех вышеперечисленных условиях.
Вопрос 5. При управлении предприятием, отраслью промышленности, народнохозяйственным комплексом, большой группировкой какой вид управления Вы бы выбрали?
- координацию;
- прямое управление;
- первый и второй;
- другой вид управления.
Задание 7
Вопрос 1. При каком из ниже перечисленных способов упорядочения моделей систем управления возникает традиционное подразделение науки и техники на дисциплины и специальности (физические, химические, биологические, политические, экономические и т.д.):
- Рассмотрению разных типов их элементов;
- Рассмотрению разных типов их связей (отношений).
- при первом;
- при втором;
- при первом и втором;
- при другом способе.
Вопрос 2. В зависимости от особенностей управления какие можно выделять системы управления?
- автономные технические;
- человеко‑машинные (эргатические);
- биологические ;
- общественные системы;
- все вышеперечисленные.
Вопрос 3. Чем отличаются два основных подхода в системологии при рассмотрении систем управления ?
- тем, что первый рассматривает науку о системах (системологию) как расширение и обобщение теории автоматического управления, а второй рассматривает системологию как кибернетические или структуралистские исследования систем;
- тем, что первый изучает процессы функционирования (движения) систем, а второй основное внимание уделяет структурным характеристикам систем;
- тем, что первый изучает такие ее свойства, как: устойчивость, качество, линейность, стационарность и др., а второй - связность, иерархичность и т.д.
- всем вышеперечисленным.
Вопрос 4. Что понимается под объектом исследования?
- под объектом исследования будем понимать часть окружающего нас мира, выделяемую нами как единое целое в течение ощутимого отрезка времени ;
- все, что мы наблюдаем;
- внешнюю среду;
- орган управления и связи с внешней средой.
Вопрос 5. Что нам дает использование понятия изоморфизма?
- если рассматривать только характеристики отношений в системах, то достаточно каждый класс изоморфных систем заменить одной системой, представляющей этот класс, и изучать только ее вместо всех систем этого класса;
- решение любой конкретной системной задачи;
- замещению (абстрагированию) любой конкретной системной задачи соответствующей этому классу изоморфизма общесистемной задачей;
- решение (моделированием, имитацией и др.) и интерпретацию решения общесистемной задачи в терминах конкретной системной задачи;
- все вышеперечисленные случаи.
Задание 8
Вопрос 1. Выберите правильную последовательность стандартной формы представления моделей систем управления из нижеперечисленных:
- Уровень 0. Представляющая система;
- Уровень 1. Система данных;
- Уровень 2. Структурированная система;
- Уровень 3. Порождающая система;
- Уровень 4. Метасистема и т.д.
- 0-1-2-3-4;
- 0-1-4-3-2;
- 1-0-4-3-2;
- 2-4-1-0-3;
- 0-1-3-2-4.
Вопрос 2. Что должен делать исследователь системы управления на первом этапе?
- выделять её из множества гипотетических (возможных) объектов;
- определять свой объект исследования;
- внешнюю среду;
- способ действий исследователя на этом уровне не вполне произволен и частично определяется целью исследования, условиями исследования (время, финансы, измерители, юридические ограничения), а также имеющимися знаниями, относящимися к данному исследованию;
- всё вышеперечисленное.
Вопрос 3. Что необходимо делать при исследовании объекта на втором этапе?
- необходимо отобрать ограниченное (и обычно довольно малое) число n его реальных свойств (характеристик), наилучшим образом описывающих этот объект как явление;
- измерить его параметры;
- описать его поведение;
- провести эксперимент.
- всё вышеназванное.
Вопрос 4.Выберите типичную базу, пригодную для практически любого свойства:
- пространство;
- время;
- группы;
- все вышеперечисленные случаи.
Вопрос 5. Каким требованиям должны удовлетворять свойства, используемые в качестве базы?
- базы должны быть применимы для измерения всех свойств того объекта, который рассматривается как объект исследования;
- базы должны отвечать назначению, для которого определяется данный объект (изучение ее свойств во времени, в пространстве и т.д.);
- наблюдения всех свойств объекта должны однозначно определяться базами этого объекта;
- всем вышеперечисленным.
Задание 9
Вопрос 1. Как следует представить исходную систему управления на самом первом этапе для описания объекта управления?
- в виде множеств значений всех свойств ;
- в виде базы;
- в виде множеств значений всех свойств и базы;
- в виде множества переменных и параметров.
Вопрос 2. Что определяется на первом эпистемологическом уровне?
- определяется множество n переменных;
- множество потенциальных состояний (или возможных значений), выделяемых для каждой переменной;
- способ описания смысла этих состояний в виде списка переменных;
- всё вышеперечисленное.
Вопрос 3. Что обозначает слово “параметр” в теории исследования систем управления?
- абстрактный образ wj реального свойства bj объекта;
- определенное имя;
- параметрическое множество;
- значение параметра;
- всё вышеперечисленное.
Вопрос 4. В каком случае система управления называется представляющей?
- если она представлена в абстрактном виде как множество значений всех переменных {vi,Vi} и параметров {wj,Wj};
- если система рассматривается не как объект, а как абстрактные множества переменных и параметров;
- если разные наблюдения одной и той же переменной будут различаться по значениям параметров системы;
- когда реальные проявления свойства отличаются своей базой, а соответствующие им переменные различаются параметрами;
- во всех вышеперечисленных случаях.
Вопрос 5. Какие методологические отличия переменных и параметров можно выделить на уровне представляющих систем управления?
- отсутствие математических свойств;
- упорядоченность;
- расстояние;
- непрерывность;
- всё вышеперечисленное.
Задание 10
Вопрос 1. Какие виды упорядоченности можно выделить на уровне представляющих систем управления?
- частично упорядоченные множества (служебное положение, образование и др.);
- линейно упорядоченные множества (размеры, вес, экзаменационные оценки, время и др.);
- переменные с упорядоченной шкалой;
- все вышеперечисленные.
Вопрос 2. Чем характеризуется расстояние между двумя элементами (vi и vk или wj и wl) соответствующих множеств (Vi или Wj)?
- расстояние может быть определено или нет;
- нельзя ввести расстояние между цветом элементов, их полом и т.д.
- если же расстояние имеет смысл, то такие переменные называются метрическими переменными (размеры, место среди победителей соревнований, объем производства и др.);
- всем вышеперечисленным.
Вопрос 3. Как могут быть получены конкретные значения для системы данных ?
- 1измерением;
- наблюдением;
- оцениванием;
- всеми вышеперечисленными.
Вопрос 4. В чем основные отличия оценивания от измерения и наблюдения ?
- при оценивании данные могут быть получены как в количественной, так и качественной форме;
- отличие оценивания от измерения и наблюдения заключаются в том, что при оценивании эксперимент носит мысленный характер и не проводится реально (в натуре);
- может быть представлено словесным описанием, таблицами, матрицами значений и т.д.
- всем вышеперечисленным.
Вопрос 5. Какие методологические отличия можно выделить на уровне системы данных?
- система данных имеет (наследует) те же методологические отличия, что и представляющая система (имеющие по преимуществу эмпирическую природу) ;
- кроме того, она может иметь и другие методологические отличия;
- конкретные данные в модели могут быть полностью определенными;
- конкретные данные в модели могут быть нечеткими;
- всем вышеперечисленным.
Задание 11
Вопрос 1. Какие предпосылки необходимы для любого содержательного эмпирического исследования?
- объект исследования;
- цель исследования этого объекта;
- ограничения, при которых проводится исследование;
- все вышеперечисленные.
Вопрос 2. Выберите правильную последовательность эмпирических исследований систем управления из ниже перечисленных:
- 0. Определение исходной системы;
- 1.Сбор данных;
- 2. Интерпретация;
- 3. Обработка данных;
- 4. Выводы, отчеты.
- 0-1-2-3-4;
- 0-1-4-3-2;
- 1-0-4-3-2;
- 2-4-1-0-3;
- 0-1-3-2-4.
Вопрос 3. Как могут быть классифицированы факторы по типам переменных и параметров?
- определенные и неопределенные;
- неопределенные: случайные и нестохастической природы;
- нестохастические: с природной неопределенностью, с поведенческой, с целевой;
- все вышеперечисленные.
Вопрос 4. Выберите правильную последовательность факторов, соответствующую математическим методам описания из ниже перечисленных:
ФАКТОРЫ
|
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОПИСАНИЯ
|
1 - ?
|
Классические математические методы
(математический анализ, математическая логика и др.).
|
|
3 - ?
|
Теория вероятностей и случайных процессов. Математическая статистика.
|
2-?
|
|
5-?
|
Нечеткие множества и нечеткая логика.
|
|
4-?
|
6-?
|
Теория игр.
|
|
|
7-?
|
Теория нечетких игр.
|
- F, :E,j: JN, JB, JA;
- F, : JN, JB, JA, ,j, E;
- F: E,j: JN, JB, JA; ;
- F, E: JN, JB, JA, ,j,. ;
- F, S; E,j: JN, JB, JA.
Вопрос 5. Что позволяет получить новый облик исследуемой системы, который называется порождающей системой?
- вывод из заданных данных Dп параметрически инвариантных свойств Fв всех нужных типов;
- сравнение выведенных свойств Fв и исключение тех порождающих систем Dп, свойства которых не удовлетворяют критериям пользователя;
- упрощение систем в соответствии с определенными пользователем критериями;
- во всех вышеперечисленных случаях.
Задание 12
Вопрос 1. Что проверяется в модели системы управления при интерпретации аналитическими или экспериментальными методами ?
- непротиворечивость модели;
- чувствительность модели;
- реалистичность модели;
- работоспособность модели;
- во всех вышеперечисленных случаях.
Вопрос 2. Какие могут быть направления доработки модели системы управления?
- продолжить или изменить обработку данных и если потребуется, то добавить или сократить некоторые свойства ai объекта исследования;
- продолжить измерение (наблюдение, оценивание) переменных для расширения системы данных;
- вообще переопределить заново исходную систему;
- этот процесс должен повторяться до тех пор, пока проверка модели не даст удовлетворительных результатов;
- во всех вышеперечисленных случаях.
Вопрос 3. При соблюдении каких условий возможна структуризация систем управления?
- элементы системы должны быть представлены в одном и том же классе (на одном и том же эпистемологическом уровне), т.е. должны быть совместимы;
- все элементы должны иметь общее для них параметрическое множество W (или базу b);
- никакой элемент исходного объекта не должен быть также частью другого элемента этого же объекта, т.е. должна быть обеспечена неизбыточность;
- во всех вышеперечисленных случаях.
Вопрос 4. Какая система управления называется полной?
- система, определяемая всеми переменными, входящими в ее элементы;
- структурированная система (набор элементов) в виде некоторого целого;
- элементы полной системы интерпретируются как подсистемы соответствующей полной системы;
- полная система интерпретируются как суперсистема этих элементов;
- во всех вышеперечисленных случаях.
Вопрос 5. Когда возникает задача структуризации систем управления?
- при решении задач анализа;
- синтеза различных систем;
- в обоих случаях;
- при любых исследованиях системы управления.
Задание 13
Вопрос 1. В чем заключается особенность метасистем?
- объединение осуществляется по множествам переменных Vi в предположении, что все они имеют одно и то же параметрическое множество W;
- элементами являются системы с разными множествами переменных vi, но с одинаковыми параметрическими множествами W;
- объединение осуществляется по параметрическим множествам W независимо от того, имеют эти системы одно множество переменных или нет;
- во всем из вышеперечисленного.
Вопрос 2. Для чего существует метод агрегатирования?
- является весьма мощным современным методом анализа функционирования систем и хорошо реализуется на ЭВМ;
- метод предназначен для описания динамического поведения систем в виде модели для социологических исследований систем управления;
- для логического исследования систем управления;
- для всего вышеназванного.
Вопрос 3. В чем различия между агрегатом системы управления и SA‑блоком?
- то, что агрегат не имеет входа;
- то, что агрегат не имеет выхода;
- то, что агрегат не имеет управления;
- SA‑блок имеет дополнительный вход - механизм. В SA‑блоке вход при наличии управления преобразуется в выход с помощью механизма (исполнителя).
Вопрос 4. Что необходимо знать для построения модели (описания) системы управления?
- субъект моделирования;
- цель моделирования;
- позицию ("точку зрения") моделирования;
- все вышеназванное.
Вопрос 5. Где применялся SADT‑метод?
- уже применялся для моделирования систем средней сложности, - таких, как: телефонные коммуникации реального времени, автоматизация производства, создание программного обеспечения для управляющих систем;
- эта методика применялась также при описании банковского дела, очистки нефти;
- при планировании промышленного производства, организации материально‑технического снабжения;
- в методологии планирования, технологии программирования ;
- в вышеперечисленных и других областях исследования систем управления.
Задание 14
Вопрос 1. В чем заключается особенность стратификации системы управления?
- если при агрегатировании системы каждый ее элемент задавался в некоторой стандартной форме - форме агрегата, то при стратификации каждый элемент задается в своей оригинальной форме, соответствующей "языку" данной страты;
- стратификация различных систем управления менее предрасположена для реализации на ЭВМ;
- в вышеназванных вариантах;
- другие варианты.
Вопрос 2. Каких общих принципов необходимо придерживаться при разработке моделей (страт) ?
- выбор страт, в терминах которых описывается данная система, зависит от наблюдателя, его знания и характера заинтересованности в деятельности системы; на каждой страте имеется свой собственный набор терминов, концепций и принципов. То, что является объектом рассмотрения на данной страте, может более подробно раскрываться на ниже расположенной страте;
- аспекты описания функционирования системы на различных стратах в общем случае не связаны между собой, поэтому принципы и законы, используемые для характеристики системы на любой страте, как правило, не могут быть выведены из принципов и законов, используемых на других стратах;
- существует асимметрия зависимости между условиями функционирования систем на различных стратах. Это связано с тем, что требования, предъявляемые к работе системы на любой страте, могут выступать лишь как условия или ограничения ее работы на нижестоящих стратах;
- понимание системы возрастает при последовательном переходе от одной страты к другой: чем ниже мы опускаемся по иерархии страт, тем более детальным становится раскрытие системы; чем выше мы поднимаемся по иерархии страт, тем яснее становится смысл и значение всей системы;
- всех вышеперечисленных.
Вопрос 3. Проставьте правильный вариант надписей на рис. в соответствии со сложностями вычислительных задач:
1) организованная простота-1,
неорганизованная сложность-2,
организованная сложность-3;
2) организованная простота-3,
неорганизованная сложность-2,
организованная сложность-1;
3) организованная простота-1,
неорганизованная сложность-3,
организованная сложность-2;
4) организованная простота-2,
неорганизованная сложность-3,
организованная сложность-1.