Прошло уже более 13 лет с момента присоединения России к Болонскому процессу. За это время обучение в новых стандартных прошли тысячи студентов. Но до сих пор система Болонского процесса и ее функционирование остаются непонятными как студентам, так и преподавателям. Давайте узнаем, что это такое и какие преимущества с недостатками несет в себе эта система.
Чтобы понять, какова главная цель Болонского процесса, сначала нужно выяснить основные задачи этой системы. К ним относят: Расширение границ высшего образования;
Один из принципов Болонского процесса – двухуровневая система обучения, для которой характерно следующее:
Чтобы сравнить, чем отличаются между собой эти степени, давайте приведет годовую зарплату специалиста-бакалавра и специалиста-магистранта в Германии. В первом случае специалист будет получать около 70 тысяч евро, во втором – более ста тысяч в год.
Еще одно нововведение – единая накопительная система кредитов, которая практикуется и в Америке, и в Европе. Благодаря этому студенты стали более мобильными – теперь, чтобы перевестись в другой университет, студенту нужно просто предъявить сертификат с кредитами. Теперь нет нужды тратить время на переобучение, прохождение новых экзаменов и тестов. Таким образом, студент начнет обучение в новом ВУЗе с того момента, где он закончил его в старом университете. Еще одна характеристика – диплом единого образца, который значительно упрощает трудоустройство выпускникам в европейских компаниях.
Несмотря на многие критические замечания со стороны российских преподавателей и работников Министерства Образования, нельзя недооценивать те плюсы, которые открывает Болонский процесс в высшем образовании. К ним можно отнести:
К важным плюсам присоединения России к Болонскому процессу стало то, что сегодня студенты, отучившись всего несколько курсов в любом российском ВУЗе, могут на несколько следующих лет отправиться в любой выбранный им европейский университет для продолжения обучения. Второе преимущество для студентов в том, что в университетской жизни согласно принципам Болонской системы должны участвовать не только сами учащиеся, но и работодатели, корректирующие программы. Таким образом, обучение становится более узконаправленным на определенную специальность, а выпускники – более конкурентоспособными на рынке труда.
Как и любые нововведения (а оно до сих пор остается таким, несмотря на то, что Россия вступила в Болонский процесс в 2003 году), система Болонского процесса имеет некоторые недоработки, о которых следует сказать. Прежде всего, бакалавр во многих европейских странах не является квалифицированным специалистом, прошедшим полный курс образования. Подобных выпускников будут реже принимать на работу, зарплата у них, конечно же, будет на порядок ниже, чем у магистров.
Второй минус – разрушение привычной советской модели образования. В третьих – магистратуру можно закончить только платно, что недоступно многим студентом из-за нехватки финансирования. В результате выпускники получают звание «бакалавра», что является недостаточно престижным для получения хорошего места работы. Еще одна проблема – Болонский процесс открывает двери выпускникам в Европу, в результате чего может произойти «утечка мозгов». Из-за этого страна может лишиться тысяч дипломированных специалистов. Зная, что такое Болонский процесс, его плюсы и минусы, принципы работы, можно более точно ответить на вопрос – что даст эта система высшего образования для России?
Нужно отметить, что многих минусов этой системы, как например, «утечка мозгов», можно избежать, если создать благоприятные условия для выпускников, гарантировать им высокую зарплату в стране. Второй момент – нужно помнить, что система Болонского процессе не готовит «универсальных солдат», то есть специалистов, которые могут все. Зато выпускники, закончившие бакалавриат или магистрату в университете страны, входящей в Болонский процесс, гарантированно станут отличными специалистами в своей области.
Опубликовано: 27.04.2016